Сочинение-анализ рассказа «В одной знакомой улице»

Этот рассказ уникален тем, что в нем тесно переплелись стихотворение и жизненная история. Если убрать рифму – произведение потеряет всякий смысл, в отличие, допустим, от отсутствия эпиграфа. Бунину удалось объединить в один рассказ стихи и прозу, сделав так, что это небольшое стихотворение стало стержнем, вокруг которого, как листва дерева, вьется красивая проза.

С помощью творчества Я. Полонского, Бунин развивает сюжет следующим образом. Обозначив экспозицию, он отвлекает внимание читателя на стихи. А далее, с их помощью, завязывает и развивает действие. Поначалу непонятно, о чем этот рассказ. По после последних строчек стихотворения становится понятно: все это делалось ради кульминации и развязки. Так, с помощью Я. Полонского, Бунин подводит к читателя к сцене прощания двух любящих людей и ставит в рассказе точку.

Какие временные отрезки изображены в тексте? Как они соотносятся друг с другом?

Судя по началу произведения и дате его написания, Иван Алексеевич Бунин описывает в нем свою молодость и зрелый возраст. В воспоминаниях упоминаются студенческие годы, а уже написанный рассказ обозначен 1944 годом. Учитывая год рождения Ивана Бунина (1870), можно говорить о том, что во время написания произведения его мысли находились между концом девятнадцатого и почти серединой двадцатого века. Писатель как бы погружается в позапрошлое столетие, впечатленный красотой строк Я. Поклонского.

Какие аспекты времени особо значимы? Перечислите речевые средства, которые их выделяют

Если говорить об аспектах времени, то сразу бросается в глаза быт и жизнь людей конца девятнадцатого века. Читатель словно погружается в атмосферу той эпохи: пресня, глухие снежные улицы, деревянный мещанский домишко, деревянное крылечко и звонок из проволоки.

Но особого внимания заслуживает описание быта:

…и мы бежали наверх, в морозном холоде и в темноте лестницы, в ее тоже холодную комнатку, скучно освещенную керосиновой лампочкой... Красная занавеска на окне, столик под ним с этой лампочкой, у стены железная кровать.

А в аспекте середины двадцатого века Иван Бунин уже видит Париж и металлические, электрические фонари, слабо освещающие его путь по бульвару.

Как соотносятся в тексте планы прошлого, настоящего и будущего?

Прошлое, настоящее и будущее в произведении – кажутся одним целым. Вроде бы Бунин в Париже, но его мысли, под влиянием стихотворения, словно путешествуют в прошлое. Переход от одного времени к другому практически не заметен, но главный акцент все-таки сделан на воспоминания о прошлом. О настоящем (относительно автора) времени написаны всего несколько скупых строчек во вступлении, а о будущем и вовсе ничего нет. Создается впечатление, что Иван Алексеевич о нем и не думал, целиком и полностью погрузившись в воспоминания о девушке, которую когда-то любил.

К чему своеобразие концовки рассказа и неожиданность ее для читателя?

Кульминация и концовка рассказа написаны автором так, что всего одним абзацем он расставляет все по своим местам, как бы сворачивая свое произведение в точку. Это похоже на то, что вспоминая о прошлом, человеку вдруг становится невыносимо больно. И он, тряхнув головой, отгоняет грустные мысли, не имея сил сделать какие-то выводы и просто констатируя факт. Неожиданностью для читателя становится то, что, казалось бы, обычное стихотворение, вот так просто погрузило автора в воспоминания, заставив подумать о девушке, с которой он расстался в студенческом возрасте и больше никогда не встречал.


Иван Алексеевич Бунин

Иван Алексеевич Бунин

Ива́н Алексе́евич Бу́нин — русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе из России.