Герой времени в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Среди многочисленных «вечных» вопросов, на которые искали ответ представители русской классической литературы XIX века, важное место занимает проблема «героя времени». С одной стороны, это собирательный образ, типичный представитель своего времени и поколения. С другой стороны, в этом образе отражаются черты человека незаурядного, перешагнувшего свою эпоху, отвергающего ее устои и стремящегося к развитию.

Идея создания собирательного образа героя времени волновала и А. С. Пушкина. Ярче всего она воплотилась в романе «Евгений Онегин», главный герой которого – типичный представитель молодого поколения петербургской аристократии первой четверти XIX века.

А. С. Пушкин рассказывает нам о воспитании, образовании и времяпрепровождении молодого человека, родившегося «на брегах Невы», и волею судеб ставшего «наследником всех своих родных». Евгений Онегин на первых страницах романа предстает перед нами как «молодой повеса», богатый, беззаботный и в меру образованный.

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Онегин рано постиг «науку страсти нежной» и, даже не придавая этому значения, очаровал Татьяну Ларину, которая в деревенской глуши редко видела образованных молодых людей.

Постигнув все, что могло предложить ему общество, Онегин заскучал, но его скука приправлена ленью, праздностью и «русской хандрой». Как пишет Пушкин, выражая и свою собственную позицию:

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей.

Но у героя нет жажды деятельности, стремления к познанию нового. Ему наскучило окружающее, но он не стремится изменить его. Точнее, как пишет А. С. Пушкин, Онегин пробовал заниматься разными делами (писательством, экономическими преобразованиями в деревне), но они ему быстро надоедали, собирался путешествовать, но так и не поехал.

И тем не менее автор симпатизирует герою: Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.

И это не удивительно, так как нам, читателям Евгений Онегин чем-то напоминает самого Александра Сергеевича.

Относясь к обществу со снисходительной пренебрежительностью и иронией, Евгений Онегин все же следует его традициям, он – «раб общественного мнения». И ярчайшее доказательство этого – дуэль с Ленским, на которой он убивает юного влюбленного поэта. А ведь он считал его своим другом, да и с Ольгой флиртовал исключительно от скуки.

С другой стороны, Онегин не чужд благородных чувств. Он не воспользовался наивностью влюбленной в него Татьяны Лариной. Потрясенный смертью Ленского, Евгений бежит из деревни и судя по намекам автора переживает сильные внутренние изменения.

Кто же такой Евгений Онегин? Он, несомненно, герой своего времени. Но можно ли здесь слово «герой» понимать как «человек, способный на великие поступки»? А. С. Пушкин не дает однозначного ответа на этот вопрос.

Нам, читателям XXI, сложно рассмотреть в Онегине неординарную личность, сумевшую подняться над обществом. Но Александр Сергеевич Пушкин – современник своего героя – видел в нем не только «неподражительную странность» и «резкий охлажденный ум», но и большой личностный потенциал.


Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, прозаик, драматург.